Пятигорский ипподром

Меню Меню Меню Меню Меню
 

Эксперт – техник или оценщик?

 

Все чаще поступают жалобы на нарушения оценщиками – членами СРОО оценочного законодательства и федеральных стандартов оценки (далее по тексту – ФСО) при проведении ими независимой экспертизы транспортных средств! При этом, заявители жалоб требуют привлечения оценщиков, осуществлявших независимую экспертизу транспортных средства в качестве экспертов-техников, к ответственности за допущенные ими нарушения положений оценочного законодательства.

Необходимо выяснить причины данных «недоразумений». Для этого определим: в чем состоит отличие независимой технической экспертизы транспортных средств от оценки объектов оценки.

При причинении в результате дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) вреда транспортному средству (далее – ТС), в соответствии с п.2 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ) потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.

В связи с тем, что результаты организованной страховщиком технической экспертизы зачастую могут не устраивать потерпевшего, тот может самостоятельно обратиться в экспертную организацию или к эксперту – технику с целью проведения независимой экспертизы.У нас независимая техническая экспертиза по оптимальной цене! А этим «экспертом – техником» вполне может оказаться оценщик, результаты экспертного заключения которого, в свою очередь, зачастую могут не устраивать, того же страховщика.

Если причины обращения страховщиков в СРОО понятны - их не устраивает определенная оценщиком, являющимся членом вышеуказанной саморегулируемой организации, стоимость, например, восстановительного ремонта транспортного средства, то деятельность некоторых оценщиков, занимающихся проведением независимой технической экспертизы транспортных средств, руководствуясь нормами Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.07.1998г. №135) и Федеральными стандартами оценки (далее – ФСО), вызывает, мягко говоря, удивление.

При предметном рассмотрении упомянутых жалоб приходится констатировать - имеет место недопонимание оценщиками существенных различий между проведением независимой экспертизы ТС и оценкой объекта оценки (стоимости восстановительного ремонта ТС).

В чем заключаются различия между независимой технической экспертизой ТС и оценкой объекта оценки (услуг по восстановительному ремонту ТС)?


1. Различны цели их проведения.


Целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее по тексту – экспертиза) является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС:

а) наличие и характер технических повреждений ТС;

б) причины возникновения технических повреждений ТС;

в) технология, объем и стоимость ремонта ТС.

Целью оценочной деятельности является установление в отношении объекта оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

При этом, к объектам оценки, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ, относятся:

отдельные материальные объекты (вещи);

совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятие);

право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

права требования, обязательства (долги);

работы, услуги, информация;

иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

В нашем случае, объектом оценки являются услуги по восстановительному ремонту ТС.

2. Различны требования, предъявляемые к экспертам - техникам и оценщикам.


Для проведения независимой технической экспертизы привлекается эксперт – техник или экспертная организация.

В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 №40-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003г. №238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства» экспертом–техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную переподготовку по независимой технической экспертизе, профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям к экспертам– техникам и, при положительных результатах аттестации, внесенное в государственный реестр экспертов–техников (далее – государственный реестр).

Порядок проведения профессиональной аттестации (в том числе требования к эксперту-технику) устанавливается совместно федеральным органом исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции, в области внутренних дел и в области трудовых отношений.

Экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных документах указанной организации.

Требования к профессиональной аттестации эксперта-техника изложены в Приказе Минтранса РФ, Минюста РФ, МВД РФ, Минздравсоцразвития России №124/315/817/714 от 17 октября 2006 года.

Требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников определены Приказом Минтранса РФ, Минюста РФ, МВД РФ №14/24/58 от 28 января 2009 года.

Приказом Минтранса РФ, Минюста РФ, МВД РФ, Минздравсоцразвития России №16/13/21 от 18 января 2011 года утверждено Положение о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств.

Приказом Минюста РФ от 30 июня 2003 года №155 утвержден Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников.

В свою очередь, субъектами оценочной деятельности (оценщиками), в соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ, признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями указанного Закона.

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое должно иметь в штате не менее двух оценщиков, а также соответствовать другим условиям, установленным ст.15.1 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ.

Требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков содержатся в ст. 24 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ.

3. Различны правовые основания дляведения деятельности экспертом-техником и оценщиком.

Эксперт-техник осуществляет независимую техническую экспертизу транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 №40-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003г. №238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства». Экспертиза должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утвержденными совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел.

Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 29.07.1998г. №135-ФЗ, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности. При этом, оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать, помимо вышеуказанного, федеральные стандарты оценки, утвержденные государственным регулятором – Минэкономразвития России, а также стандарты и правила оценочной деятельности, а также правила деловой и профессиональной этики, утвержденные СРОО, членом которой он является.

4. Различны документы, составлением которых завершаются проведение экспертизы и оценка объекта оценки.

Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. В выводах экспертного заключения указываются причины возникновения повреждений транспортного средства, а также определяется стоимость его ремонта в рамках Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ и нормативных правовых актов, изданных во исполнение указанного Закона (далее – законодательство об ОСАГО). Требования к содержанию и порядку оформления экспертного заключения содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.04.2003г. №238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства».

Проведение работы по оценке объекта оценки завершается составлением отчета, оформляемого в письменной форме. Не «заключением», не «экспертным заключением», не «заключением эксперта-техника», а именно - «отчетом». Отчет может содержать сведения об оценке рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту автомобиля, об оценке рыночной стоимости автомобиля, об оценке рыночной стоимости права требования на возмещение утраты товарной стоимости автомобиля, об оценке рыночной стоимости годных остатков автомобиля как в рамках законодательства об ОСАГО, так и вне таких рамок. Общие требования к содержанию и порядку оформления отчета об объекте оценки устанавливаются ст.11 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ.

Таким образом, только после глубокого изучения законодательства об ОСАГО и законодательства об оценочной деятельности, уяснения для себя особенностей и различий в проведении независимой технической экспертизы транспортных средств и оценке объектов оценки, оценщик сможет избежать ошибок, влекущих за собой возникновение конфликтных ситуаций и судебных разбирательств.

Используемая литература:

1. Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

2. Федеральный закон от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 24.04.2003г. №238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства».

4. Постановление Правительства РФ от 07.05.2003г. №263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

5. Постановление Правительства РФ от 24.05.2010г. №361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств».

6. Приказ Минтранса РФ, Минюста РФ, МВД РФ, Минздравсоцразвития России №124/315/817/714 от 17.10.2006г. «Об утверждении Условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам».

7. Приказ Минтранса РФ, Минюста РФ, МВД РФ №14/24/58 от 28 января 2009 года «Об утверждении Требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников».

8. Приказ Минтранса РФ, Минюста РФ, МВД РФ, Минздравсоцразвития России №16/13/21 от 18.01.2011г. «Об утверждении Положения о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств».

9. Приказ Минюста РФ от 30.06.2003г. №155 «Об Утверждении Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников».

10. ФСО №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007г. №256.

11. ФСО №2 «Цель оценки и виды стоимости», утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007г. №255.

12. ФСО №3 Требования к отчету об оценке», утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007г. №254.
 
 
 

Регистрация

Информация

Служба поддержки:

E-Mail ICQ 

 

Голосование

Если бы вы сейчас выбирали президента, то кого ?
Путин В. В.
Зюганов Г. А.
Навальный А.А.
Жириновский В. В.
Прохоров М. Д.
Явлинский Г. А.
Миронов С. М.
Немцов Б. Е.
Касьянов М. М.



Показать все опросы

Партнеры


Наверх